Год клонится к зиме, но юбилейные даты - как личного, так и общего характера - продолжают украшать листки моего виртуального календаря. На этот раз я хочу объединить три из них, выпавшие на разные дни, но связанные общей темой. Тридцать лет назад, в 1991 году, вышли три книги, так или иначе ставшие первыми попытками систематизировать и каталогизировать ещё недавно считавшееся несуществующим явление, отечественный рок. Нельзя сказать, что таких попыток не было в андерграунде - у меня на полке до сих пор стоит машинописный труд моего казанского коллеги Сергея Муравьёва, который в 80-х собрал доступную ему информацию о почти двух тысячах групп страны. Я в журнале РИО публиковал свои (и наших авторов) биографические очерки о тех или иных артистах, а также снабдил оными первое издание "Путешествия Рок-дилетанта". Но это были лишь скромные подходы к теме. Идея первой из настоящих книг родилась где-то в самых верхах году в 1988, откуда спустилась в издательство "Книга", а оттуда в Московскую Рок-лабораторию - помнится, в том же РИО я с иронией представлял себе результат. Тем не менее, на следующий год редактор будущей Энциклопедии Лариса Семёновна Ерёмина через Сашу Кобака и Серёжу Курёхина вышла на меня, и вскоре я подписал с "Книгой" первый настоящий договор. Справедливости ради сразу скажу, что огромную работу по этому труду сделал Артём Троицкий. Сам он писал по большей части статьи общего плана, однако, нашёл авторов в других частях страны - а нам была поставлена задача охватить всё, от Прибалтики до Дальнего Востока, от Архангельска и Карелии до Средней Азии и Закавказья. Кого-то нашёл и я. Это была увлекательная история, о чём подробнее расскажу в мемуарах, над которыми начал работу, но она объединила множество талантов - над Энциклопедией работало больше тридцати журналистов, кое с кем из которых я дружу по сей день.
Параллельно мой московский приятель Саша Алексеев, работавший в "Собеседнике", предложил мне и моему старинному другу Алексею Сидорову заняться чем-то подобным, но на журнальных страницах, а когда мы только дошли до буквы "К", нашёл возможность превратить это в книгу. Сам он писал немного, поскольку был ближе к бардовской теме, но нашёл и издательство "Останкино", и несколько отличных фотографов.
Когда и эта книга начала обретать материальную форму, ведущий из этих фотографов, Лёня Гусев, предложил вдогонку сделать альбом, где акцент был бы сделан на его фотографии, а мне предлагалось добавить к ним сопровождающие тексты.
Таким образом, в конце 1990-го была подписана в печать, а в мае 1991 увидела свет книга "Рок-музыка в СССР" с предисловием, ни много, ни мало, Андрея Вознесенского. Тираж был 100.000, но она разошлась по библиотечным коллекторам, поэтому сразу стала раритетом. В начале осени, будучи в командировке в Москве, я увидел на уличных лотках яркую обложку "Кто есть кто в советском роке" - её покупали, как пирожки, и первый тираж в 200.000 разлетелся довольно быстро, а допечатывали его ещё много лет. Во всяком случае, Лёха Сидоров ещё в 1998 обнаружил это в типографии, где он печатал свои журналы по металлу. Не удивлюсь, если узнаю, что её печатают и сейчас.
У книги "Рок-блиц" судьба была более трудной. Страну и нас всех окунули в хаос гайдаровских теорий, цены на всё тут же взлетели, и в конце 1991 вместо шикарного альбома мы получили от издательства "Советский композитор" милую, но скромную книжечку. И фото, и тексты - то есть содержание - были вполне, а форма им заметно уступала. Тем не менее, я её ценю, как и другие свои работы.
Потом было много всего, и интересного, и не особо. Энциклопедии хоть и редко, но продолжают выходить. Я сам тринадцать лет назад суммировал тогдашние результаты изучения истории питерского рока в своём трёхтомнике (сейчас томов могло бы быть в два раза больше), Дима Карасюк в двух рассказал об истории рока в Свердловске- Екатеринбурге. Вячеслав Лопатин в Казани выпустил содержательную Антологию казанского рока. Знаю, что что-то подобное выходило в Уфе. Маловато, конечно, но сейчас активность переместилась в Интернет, где этим занимаются иногда, к сожалению, совершенно посторонние люди. То же касается русскоязычной Вики, на которую часто не хватает зла. Впрочем, это отдельная тема. А пока - сижу, листаю потрёпанные временем томики и думаю, что было бы неплохо пересмотреть их содержание с позиций дня сегодняшнего, то есть тридцать лет спустя. Почему бы и нет?
Ну, и в качестве музыкальной иллюстрации хит великого Бо Диддли образца 1962 года, в котором он советует не судить о книге по её обложке. Бо имел в виду не только печатную продукцию. Я тоже.